Современные подходы к преподаванию учебного предмета «География» и учебного курса «География Кабардино-Балкарии» с учетом изменений ФГОС и ФООП

28 июня 2025 года завершились курсы повышения квалификации по теме «Современные подходы к преподаванию ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях реализации ФГОС», организованные Лабораторией развития социально-гуманитарного образования ГБУ ДПО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Минпросвещения КБР.
Курсы проходили с 18 по 28 июня на базе МКОУ СОШ № 28 г.о. Нальчик и Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова. Программа включала очные и дистанционные формы работы, лекционные блоки, семинары и практические занятия. В рамках образовательного модуля были затронуты ключевые темы, связанные с преподаванием основ религиозных культур народов России (ОРКСЭ) и основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР).

Слушатели курсов приняли участие в обсуждении таких тем, как:
– любовь и уважение к Отечеству как основа духовно-нравственного воспитания;
– культура как память: памятники архитектуры, музеи, храмы и исторические здания;
– основы православной, исламской, буддийской и иудейской культуры;
– семейные ценности и этика семейных отношений;
– материальная культура народов России и её связь с нравственными ориентирами;
– праздники как форма сохранения исторической памяти и гражданской идентичности;
– основы светской этики и межкультурного диалога в образовательной среде.

Особое внимание было уделено региональному компоненту – вопросам использования фольклора и народных традиций в преподавании, а также функциональной грамотности учащихся как части современной педагогической практики. С учителями работали опытные специалисты: Урусмамбетова Л. А., Гугова М. Х., Геграев Х. К., Лукьяева Ж. М., Камбиева З. З., Курбанова А. А.
В рамках курсов по теме «Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные» была проведена мастер-класс-экскурсия «Старый Нальчик». Участники посетили историческую часть города. Ознакомились с памятными местами, связанными с культурным и духовным наследием республики. Увидели примеры дореволюционной и советской архитектуры. Обсудили значение памятников в воспитании школьников. Экскурсия дополнила лекционный материал. Педагоги смогли применить знания на практике.
Курсы повышения квалификации стали не только площадкой для повышения профессиональной компетентности, но и пространством живого педагогического общения, обмена опытом и практическими решениями по актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания школьников.