Показатели

Основным показателем оценки сформированности предметных результатов является уровень их достижения, определяемый как отношение суммарного количества баллов, набранных обучающимися за выполнение заданий диагностической работы, к максимальному баллу, который можно было получить за выполнение всех заданий, выраженному в процентах. На основе данного показателя в зависимости от типа работы делается вывод об уровне освоения учебной программы по данному предмету.
Для идентификации школ с низкими образовательными результатами на основе результатов выполнения диагностических работ проводится дифференциация выявленного  уровня подготовки: на низкий,  пониженный, базовый, повышенный и высокий.
      Дифференциация позволяет осуществлять сопоставительный анализ по результатам оценочных  процедур,  проводимых на региональном уровне, с результатами исследований, проводимых на всероссийском (ГИА,   ВПР, НИКО и др.) и международном (PISA, TIMS и  др.).
Уровни подготовки:

  • низкий  уровень подготовки свидетельствует о наличии только отдельных элементов систем общеучебных знаний и навыков;
  • пониженный – об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено;
  • базовый уровень демонстрирует освоение учебных действий с опорой на систему полученных знаний в  рамках диапазона (круга) выделенных задач;
  • повышенный и высокий уровни достижений отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

      При проведении анализа оценочных процедур (результаты региональных диагностических работ, ВПР, ЕГЭ, ОГЭ) используется ряд индексов, выявляющих признаки необъективности результатов оценочных процедур:

  1. Индекс массовых результатов оценочной процедуры характеризует долю участников, показавших результаты не ниже «средних». Понятие «средних» результатов определяется на основе характеристик, представленных в спецификациях контрольных измерительных материалов каждой конкретной оценочной процедуры. 
  2. Индекс низких результатов по предмету характеризует долю участников данной оценочной процедуры, не преодолевших нижнюю границу баллов. В качестве нижней границы в каждом общеобразовательном предмете берется сумма баллов, которая отличается от установленного разработчиками нижнего порогового балла по этому предмету на небольшую сумму баллов в сторону увеличения. Такой подход позволяет выявить тех участников, которые, хотя и преодолели «официальную» минимальную границу, но имеют весьма низкие результаты, свидетельствующие о наличии проблем в подготовке таких участников. 
  3. Индекс низких результатов оценочной процедуры характеризует долю участников данной оценочной процедуры (ВПР, ЕГЭ или ОГЭ) в данной параллели, результаты которых хотя бы по одному из предметов в этой процедуре, сдаваемому в массовых масштабах, ниже нижней границы баллов по этому предмету. 
  4. .Индекс высоких результатов по учебному предмету характеризует долю участников данной оценочной процедуры по данному предмету в данной параллели, результаты которых не ниже границы достижения высокого уровня подготовки. Данная граница устанавливается на основе характеристик, приведенных в спецификации контрольных измерительных материалов. 
  5. Индекс высоких результатов оценочной процедуры характеризует долю участников данной оценочной процедуры (ВПР, ЕГЭ или ОГЭ) в данной параллели, результаты которых хотя бы по одному из предметов не ниже границы достижения высокого уровня подготовки по этому предмету, от общего количества участников данной процедуры.
  6. Для выявления необъективности данных учитывается доля не преодолевших минимальную границу, процент индекса низких результатов, доля индекса массовых результатов, доля индекса высоких результатов, доля участников, принимающих участие в оценочных процедурах.

    При кластеризации школ функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, выделен ряд показателей, определяющих их отнесение к тому или иному типу. В состав показателей включены:

  • уровень социального и экономического благополучия школы, определённый на основании таких показателей, как образовательный уровень родителей, миграционный и языковой статус учащихся, доля обучающихся с девиантным поведением, доля учащихся с низкими и высокими достижениями;
  • показатели кадрового обеспечения школы, включая уровень квалификации педагогических кадров и наличие штата специалистов психологов, социальных педагогов и др.;
  • показатели материально-технических и финансовых ресурсов школы.

    Наиболее устойчивыми показателями, определяющими дифференциацию школ по степени сложности контингента являются: 

  • доля обучающихся из неполных семей; 
  • доля обучающихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование; 
  • доля обучающихся из семей, с особенным миграционным и языковым статусом;
  • доля обучающихся, состоящих на внутри школьном учёте.

Подробное описание показателей и алгоритм их расчета приведен в региональной Концепции сопровождения школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях в Кабардино-Балкарской Республике.(стр.7-11)