Основным показателем оценки сформированности предметных результатов является уровень их достижения, определяемый как отношение суммарного количества баллов, набранных обучающимися за выполнение заданий диагностической работы, к максимальному баллу, который можно было получить за выполнение всех заданий, выраженному в процентах. На основе данного показателя в зависимости от типа работы делается вывод об уровне освоения учебной программы по данному предмету.
Для идентификации школ с низкими образовательными результатами на основе результатов выполнения диагностических работ проводится дифференциация выявленного уровня подготовки: на низкий, пониженный, базовый, повышенный и высокий.
Дифференциация позволяет осуществлять сопоставительный анализ по результатам оценочных процедур, проводимых на региональном уровне, с результатами исследований, проводимых на всероссийском (ГИА, ВПР, НИКО и др.) и международном (PISA, TIMS и др.).
Уровни подготовки:
- низкий уровень подготовки свидетельствует о наличии только отдельных элементов систем общеучебных знаний и навыков;
- пониженный – об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено;
- базовый уровень демонстрирует освоение учебных действий с опорой на систему полученных знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач;
- повышенный и высокий уровни достижений отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
При проведении анализа оценочных процедур (результаты региональных диагностических работ, ВПР, ЕГЭ, ОГЭ) используется ряд индексов, выявляющих признаки необъективности результатов оценочных процедур:
- Индекс массовых результатов оценочной процедуры характеризует долю участников, показавших результаты не ниже «средних». Понятие «средних» результатов определяется на основе характеристик, представленных в спецификациях контрольных измерительных материалов каждой конкретной оценочной процедуры.
- Индекс низких результатов по предмету характеризует долю участников данной оценочной процедуры, не преодолевших нижнюю границу баллов. В качестве нижней границы в каждом общеобразовательном предмете берется сумма баллов, которая отличается от установленного разработчиками нижнего порогового балла по этому предмету на небольшую сумму баллов в сторону увеличения. Такой подход позволяет выявить тех участников, которые, хотя и преодолели «официальную» минимальную границу, но имеют весьма низкие результаты, свидетельствующие о наличии проблем в подготовке таких участников.
- Индекс низких результатов оценочной процедуры характеризует долю участников данной оценочной процедуры (ВПР, ЕГЭ или ОГЭ) в данной параллели, результаты которых хотя бы по одному из предметов в этой процедуре, сдаваемому в массовых масштабах, ниже нижней границы баллов по этому предмету.
- .Индекс высоких результатов по учебному предмету характеризует долю участников данной оценочной процедуры по данному предмету в данной параллели, результаты которых не ниже границы достижения высокого уровня подготовки. Данная граница устанавливается на основе характеристик, приведенных в спецификации контрольных измерительных материалов.
- Индекс высоких результатов оценочной процедуры характеризует долю участников данной оценочной процедуры (ВПР, ЕГЭ или ОГЭ) в данной параллели, результаты которых хотя бы по одному из предметов не ниже границы достижения высокого уровня подготовки по этому предмету, от общего количества участников данной процедуры.
- Для выявления необъективности данных учитывается доля не преодолевших минимальную границу, процент индекса низких результатов, доля индекса массовых результатов, доля индекса высоких результатов, доля участников, принимающих участие в оценочных процедурах.
При кластеризации школ функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, выделен ряд показателей, определяющих их отнесение к тому или иному типу. В состав показателей включены:
- уровень социального и экономического благополучия школы, определённый на основании таких показателей, как образовательный уровень родителей, миграционный и языковой статус учащихся, доля обучающихся с девиантным поведением, доля учащихся с низкими и высокими достижениями;
- показатели кадрового обеспечения школы, включая уровень квалификации педагогических кадров и наличие штата специалистов психологов, социальных педагогов и др.;
- показатели материально-технических и финансовых ресурсов школы.
Наиболее устойчивыми показателями, определяющими дифференциацию школ по степени сложности контингента являются:
- доля обучающихся из неполных семей;
- доля обучающихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование;
- доля обучающихся из семей, с особенным миграционным и языковым статусом;
- доля обучающихся, состоящих на внутри школьном учёте.
Подробное описание показателей и алгоритм их расчета приведен в региональной Концепции сопровождения школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях в Кабардино-Балкарской Республике.(стр.7-11)